Молодежь в библиотечной профессии. К проблеме становления Всероссийского центра кадрового потенциала
Автор: Михнова И.Б.
Издание: Управление изменениями в реализации «Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года» : материалы Ежегодного совещания руководителей федеральных и центральных региональных библиотек России, Санкт-Петербург, 16–17 ноября 2022 г. / Российская национальная библиотека ; [сост.: И. А. Трушина, Н. Ю. Кузина, Т. А. Шевченко ; ред. Ю. А. Симарова]. — Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека, 2023. — 183 с. — С. 60—65
Ирина Борисовна МИХНОВА,
директор Российской государственной библиотеки для молодёжи
В «Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года» реализация направления кадрового обеспечения развития библиотечного дела предусматривает: формирование регламентирующей и методической базы для определения объема и границ формализации отношений библиотеки и добровольцев (волонтеров) при обязательности разграничения функциональных обязанностей между штатным персоналом и волонтерами; привлечение к работе в библиотеке специалистов из других сфер деятельности, обладающих актуальными компетенциями, с их обязательной последующей адаптацией к особенностям работы современной библиотеки; содействие повышению престижа библиотечной профессии и имиджа библиотек как мест работы, а также привлечению к занятию библиотечным делом социально активных молодых специалистов разного профиля.
Понятно, что в «Стратегии» нашли отражение лишь некоторые, имеющие на момент ее разработки особенно важное значение аспекты проблемы формирования молодежного кадрового потенциала. Проблема привлечения, адаптации, социализации, профессионализации молодых специалистов остро стоит перед каждой отдельной библиотекой и отраслью в целом.
По заданию министра культуры России О. Б. Любимовой на базе Российской государственной библиотеки для молодежи (РГБМ) создан Всероссийский центр библиотечного кадрового потенциала. Предлагаем вашему вниманию наше видение проблемы формирования молодежного кадрового потенциала и способов ее решения.
Идею центра можно выразить формулой: «Библиотека это я». Отсюда основная цель его работы формирование молодежной кадровой политики в библиотечной сфере с учетом специфики различных социально-возрастных и профессиональных групп молодежи, имеющих различные потребности и интересы, мотивацию на работу в библиотечной отрасли.
Мы выделили такие группы молодежи:
- молодые библиотекари (сотрудники библиотек до 35 лет);
- молодые специалисты (молодые люди в возрасте до 35 лет, завершившие обучение в вузах, техникумах, колледжах и впервые
- устраивающиеся на работу в соответствии с полученной квалификацией, а также проработавшие в библиотеке не более трех лет); студенты высших и средних специальных учебных заведений,
- готовящих библиотечные кадры;
- старшеклассники и студенты первых курсов профильных для современной библиотеки специальностей как объекты профориентационной работы;
- молодежная среда как объект популяризации библиотечной профессии;
- все категории сотрудников библиотек с точки зрения организации их инновационной деятельности и работы с молодежью.
Соответственно, задачи центра мы обозначили следующим образом:
- закрепление в библиотеках молодых кадров, повышение их квалификации, содействие их общественной инициативе и профессиональной активности;
- продвижение в библиотечной среде наставничества как неформального процесса обмена знаниями и социальными навыками между более опытными сотрудниками и менее опытными молодыми специалистами, психологической поддержки;
- содействие быстрой адаптации молодых специалистов к условиям и специфике работы в библиотеке;
- приближение содержания учебной подготовки студентов в вузах и ссузах к реальным потребностям библиотек как работодателей, выявление лучших практик для организации кадрового партнерства библиотек с преподавателями и студентами;
- расширение круга образовательных учреждений, заинтересованных в подготовке специалистов библиотечно-информационного профиля;
- содействие повышению интереса старшеклассников и учащихся первых курсов к библиотечной профессии;
- расширение библиотечного молодежного волонтерства;
- содействие молодым специалистам в различных областях в поиске рабочих мест в библиотечной отрасли;
- формирование в молодежной среде образа библиотеки как достойного, привлекательного, перспективного места работы;
- сбор, обработка, распространение в библиотечной среде креативных идей и инновационной практики, направленных на модернизацию библиотек и органичное встраивание их в информационное цифровое пространство.
Как видно, задач много, и все они требуют внимания и специальных действии. С учетом характеристик каждой из названных выше реальных и потенциальных групп библиотечной молодежи мы попытались определить содержание работы центра.
Молодые сотрудники (до 35 лет)
Пожалуй, молодые библиотекари это группа специалистов, которая уже на протяжении более 20 лет является объектом внимания и уважения библиотечной общественности. И сегодня одна из важнейших задач, требующих заинтересованного участия библиотек разных типов и уровней,— организация всероссийского исследования молодежного кадрового ресурса библиотек страны. Впервые такого рода исследование было проведено РГБМ более 10 лет назад (его результаты отражены в книге М. П. Захаренко «Молодежный кадровый ресурс публичных библиотек России» (М., 2012). Мы полагаем, что аналогичный анализ молодежного кадрового ресурса, который предполагается осуществить в 2023 г по имеющейся методике, даст возможность, помимо получения новой информации, отследить изменения, произошедшие в молодежной среде, в ее отношении к библиотеке и библиотечной профессии за достаточно значительный промежуток времени.
Известно, что в стране ежегодно проводится немалое количество всероссийских и региональных профессиональных мероприятий для молодых библиотекарей и с их участием. Специалисты РГБМ ведут Ежегодный календарь молодежных библиотечных мероприятий и по возможности принимают участие в их организации и проведении.
Такого рода мероприятия очень часто проводятся молодежными библиотечными общественными объединениями. В Сводном реестре, который составляет и администрирует РГБМ, насчитывается более 100 такого рода объединений. В рамках Российской библиотечной ассоциации уже много лет активно работает Молодежная секция, у нее есть свой аккаунт в социальных сетях. В рамках проектируемого центра планируется продолжать мониторинг и экспертную поддержку деятельности молодежных библиотечных общественных объединений. Ведь именно там часто возникают самые нестандартные идеи и реализуются инновационные практики.
Поэтому представляются безусловно важными как сохранение номинации «Лучший молодой библиотекарь» в рамках Ежегодного конкурса профессионального мастерства работников библиотек «Библиотекарь года» так и организация повышения квалификации молодых библиотекарей страны на площадках федеральных молодежных форумов (в том числе арт-кластера «Таврида»); а с учетом того, что молодые библиотекари есть во всех странах и они очень любопытны и чутки к чужому жизненному опыту, то вполне закономерным будет взаимодействие онлайн и офлайн молодых библиотекарей России и государств участников СНГ по
обмену опытом и установлению межбиблиотечных партнерских связей, В июне нынешнего гола мы опробовали такой формат: телемост между молодыми библиотекарями России и Киргизии, взаимный интерес которых к реальной практике и видению будущего своих библиотек был очевиден.
Молодые специалисты (со стажем работы в библиотеке до трех лет)
Здесь мы бы рассматривали и большей степени важность, с одной стороны, проведения тренингов личностного роста, семинаров, практикумов по формированию «мягких навыков» у молодых библиотечных специалистов с привлечением профессиональных коучей, с другой стороны организации школ-практикумов для молодых специалистов без профильного образования, базами для которых должны стать прежде всего молодежные библиотеки, в том числе РГБМ, где в настоящее время сформированы сплоченные молодежные коллективы.
«Отцы и дети» это проблема во взаимоотношениях не только тургеневских героев, она вечна и психологически обоснована. Хорошим решением для нее должно стать наставничество. Специалисты с большим практическим профессиональным и человеческим опытом способны помочь молодому поколению приспособиться к требованиям библиотечного общежития, достойно представить свои возможности, знания и умения, найти себя и свое место в коллективе. Понятно, что не все могут быть наставниками, и это меньше всего связано с возрастом. Данная проблема требует серьезного методического изучения.
Студенты профильных высших и средних учебных заведений
Студенты библиотечных факультетов, казалось бы, уже ориентированы на профессию, но всем известно, что та профессия, к которой готовят молодых людей, далеко не всегда становится той, которую они в итоге выбирают. Бывают ситуации, когда библиотеки по каким-то причинам не берут к себе на работу выпускников профильных вузов. Часто причина в том, что студенты держат в голове некий образ библиотеки, с ним связывают свои ожидания, которые потом не оправдываются. А библиотекари как работодатели ожидают определенного уровня подготовки от выпускника и разочаровываются. Преподаватели же дают студентам знания, которые мало пригодятся в реальной профессиональной жизни. Чтобы все три стороны встретились друг с другом и пришли к взаимопониманию, РГБМ совместно с экспертным сообществом «Карьера в России» приступила к реализации проекта «Мастерская кадрового партнерства». А в будущем планирует привлечь библиотеки к участию в Национальном чемпионате профессий и предпринимательских идей «Карьера в России».
Предстоит принять участие в экспертизе содержания образовательных программ учебных заведений, готовящих библиотечные кадры, с учетом результатов исследований, направить усилия на разработку и распространение методов практико-ориентированного обучения студентов вузов, техникумов, колледжей на базе библиотек. Не исключаем, что стоит поднять вопрос о включении «летней производственной практики» в учебные программы для студентов вузов и ссузов.
Старшеклассники и студенты первых курсов
Фактически сейчас пойдет речь о повышении интереса к профессиям необходимым современным библиотекам. Сегодня и тем более завтра библиотека будет нуждаться в самых разных специалистах. С нашей точки зрения, есть острая необходимость инициировать и организовать работу по включению Министерством просвещения РФ «библиотечной практики» в учебную программу старшеклассников.
Волонтерское движение уже получило широкое распространение в библиотеках страны. Многие из них работают на задачи регионов; о том, как, для чего и кого, какими средствами, подробно рассказывали участники первой рабочей встречи руководителей региональных центров волонтеров культуры при библиотеках. Сегодня для нас важно развитие библиотечно-информационного волонтерства среди старшеклассников и студентов с целью получения ими практического опыта и привлечения к работе в библиотеке. В этом у библиотек есть помощники в лице Ассоциации волонтерских центров и общественного движения «Волонтеры культуры».
Есть безусловная целесообразность в проведении межведомственных научно-практических семинаров «Компетенции профессионала завтрашнего дня. Библиотека в системе профориентации», участии библиотек во Всероссийском движении «Вдохновители» (мастер-классы в форматах онлайн и офлайн и мотивирующие лекции для школьников, которые проводят выдающиеся специалисты, добившиеся успеха), участии библиотек в ежегодных международных выставках «Образование и карьера».
Молодежная среда как объект популяризации библиотечной профессии
Мы все знаем о тех разнообразных негативных стереотипах, с которыми У МНОГИХ связано само слово «библиотека». Бороться со стереотипами занятие неблагодарное. Нужно формировать новые стереотипы, подкрепленные позитивными примерами. Примеров интересных, креативных, вдохновляющих библиотечных пространств становится в стране все больше и больше. А способов формирования в обществе, особенно в молодежной среде, нового образа библиотеки немало. Назовем некоторые из них:
- организация циклов межрегиональных просветительских вебинаров с участием молодых библиотекарей;
- создание и ведение просветительского подкаста об истории библиотек, о привлекательных смыслах и особенностях библиотечной профессии (с участием известных библиотечных деятелей страны, руководителей ведущих библиотек, представителей библиотечных династий);
- создание роликов с социальной рекламой об истории библиотек, о современных библиотеках, профессии библиотекаря;
- разработка компьютерных программ, популяризирующих библиотеку как хранилище знаний и цифровых технологий, современное коммуникационное пространство, с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности и продвижение их в школах страны.