Вход в личный кабинет         RU  EN

Публикации сотрудников РГБМ

Всероссийское исследование «Молодёжный кадровый ресурс библиотек»: что хотим узнать и первые результаты как повод к размышлению

Автор: Захаренко М.П.

Издание: Университетская книга . — 2023. — Декабрь. — С. 31-34

Марина Павловна ЗАХАРЕНКО,
заместитель директора по научной и методической работе, руководитель Всероссийского центра библиотечного кадрового потенциала РГБМ, председатель Молодёжной секции РБА; кандидат педагогических наук

Согласно данным государственной статистики за 2022 год, численность сотрудников российских публичных библиотек старше 55 лет составляет 32,2% от числа основного персонала библиотек. Самой малочисленной является группа специалистов до 30 лет: 7,8%, что существенно тормозит преобразование библиотек в современные, востребованные всеми группами населения, прежде всего молодёжью, социально-культурные центры. Кадровый состав общедоступных библиотек стремительно стареет, и очевидна объективная необходимость привлечения в нашу отрасль молодых кадров.

Реализация Стратегии развития библиотечного дела Российской Федерации на период до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 13 марта 2021 г. № 608-р) предполагает в ряду мероприятий, направленных на эффективное кадровое обеспечение отрасли, создание системы мониторинга и прогнозирования кадровой потребности в библиотечной сфере на среднесрочную перспективу на уровне Российской Федерации и субъектов РФ.

Поступательное развитие и потенциал любой отрасли, в том числе библиотечной, напрямую зависят от трудовой активности молодого поколения, его социокультурного и профессионального становления. В настоящее время существует определённый разрыв между требованиями интенсивно меняющейся библиотечной практики, развитием новых услуг и форм обслуживания пользователей и имеющимися профессиональными компетенциями сотрудников библиотек.

В современной библиотеке отчётливо выражена потребность в мотивированных на успешную профессиональную деятельность и развитие молодых кадрах. В последние годы широко обсуждаются профессиональные и социальные проблемы молодых библиотечных сотрудников. Одной из причин возникновения негативной возрастной кадровой ситуации является недостаточное внимание именно к мотивации персонала к труду, его профессионализации. Ярко проявляется тенденция притока в библиотечную сферу молодёжи с изначально непрофильным образованием или из других сфер профессиональной деятельности и пренебрежение работой по специальности со стороны выпускников профильных вузов и колледжей.

Обозначим некоторые коллизии в работе с молодыми кадрами:

  • абсолютное большинство приходящих в библиотеку специалистов — люди с непрофильным образованием и/или другим (небиблиотечным) профессиональным опытом, пришедшие работать в библиотеку «случайно»;
  • выпускники библиотечных вузов и колледжей по разным причинам не приходят работать в библиотеки, а находят приложение своим трудовым умениям и навыкам в других сферах;
  • руководители библиотек как работодатели испытывают потребность в специалистах с профильными знаниями и умениями, но часто недовольны подготовкой выпускников с библиотечным образованием: их приходится серьёзно доучивать уже на практике;
  • в библиотеку стали приходить молодые специалисты с установками на частую смену места работы (кадровую мобильность) как на правомерный способ выстраивания собственной карьерной траектории;
  • значительно меньше внимания обращают на профильные колледжи, чем на высшее звено подготовки кадров, хотя именно выпускники средних специальных учебных заведений обладают нужными библиотеке прикладными профессиональными навыками.

В социально-демографическом аспекте на уровне общероссийских исследований кадровую ситуацию в библиотечном деле в последнее десятилетие практически не изучали. Масштабное исследование «Молодёжный кадровый ресурс публичных библиотек России» было проведено по инициативе РГБМ и под эгидой РБА ещё в 2009–2011 гг. Его результаты получили широкое распространение и известны профессиональному сообществу.

Локальные социологические кадровые исследования в достаточно большом количестве проводятся в библиотеках регионального и муниципального уровней, однако большинство из них не распространяется даже на регион, обычно ограничиваясь областной научной библиотекой или городской централизованной библиотечной системой, а сопоставить их результаты невозможно, поскольку исследования проводятся по различным методикам и с разными задачами. Ситуация усугубляется также недостатком статистической информации по кадровым вопросам, что не даёт возможности полномасштабно представить картину кадрового потенциала библиотечного дела страны и получить исходные показатели для сравнительного анализа (в частности, по количеству молодых сотрудников библиотек).

В 2023 г. Всероссийский центр библиотечного кадрового потенциала РГБМ провёл новое федеральное социологическое исследование «Молодёжный кадровый ресурс библиотек России», продолжающее по подходам и инструментарию предыдущий аналогичный проект. Оно вновь направлено на выявление основных позитивных и негативных факторов, влияющих на привлечение в библиотечную специальность молодёжи и на профессиональную деятельность уже работающих молодых сотрудников российских библиотек.

Результаты исследования послужат основой для разработки Концепции молодёжной кадровой библиотечной политики в рамках реализации Стратегии развития библиотечного дела Российской Федерации до 2030 года, а также для успешного внедрения профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» (2022).

Исследование осуществляется с целью диагностирования ситуации с молодёжным кадровым ресурсом в стране, определения реальной и формирования потенциальной системы мотивации прихода молодых кадров в библиотеки страны, их закрепления и профессиональной адаптации в них.

В программе исследования обозначены следующие задачи:

  • определить долю молодых специалистов в структуре кадров библиотек России;
  • выяснить влияние социально-демографических факторов на формирование интереса молодых специалистов библиотек к профессиональной деятельности;
  • определить позитивные и негативные факторы, влияющие на профессиональную деятельность молодых сотрудников библиотек;
  • выявить основные мотиваторы и демотиваторы труда молодых сотрудников.

Предполагается также проанализировать динамику и характер изменений в структуре профессиональной мотивации молодых сотрудников библиотек России за 12 лет, прошедших со времени предыдущего исследования, с учётом изменений в библиотечной отрасли и в молодёжной политике страны в целом.

Объектом проводимого социологического исследования выступают молодые сотрудники библиотек России независимо от её типа, статуса, ведомственной принадлежности (в возрасте до 35 лет включительно).

Многолетний опыт работы в этом направлении позволил нам выдвинуть следующие гипотезы:

  • кадровая ситуация в отечественной библиотечно-информационной сфере характеризуется слабым притоком молодёжи, что не способствует преемственности профессиональной деятельности и не обеспечивает поступательное развитие библиотек;
  • базовыми мотиваторами молодёжи к работе и закреплению в библиотеках являются уровень их модернизации и наличие возможностей для самореализации и личностного развития;
  • дальнейшее развитие библиотек предполагает расширение спектра специализаций и привлечение в библиотеку специалистов разнообразных профессий;
  • в регионах, где есть библиотечные вузы/колледжи, доля молодых библиотекарей с профильным образованием выше;
  • на кадровую ситуацию с молодыми специалистами в библиотечной отрасли влияют позитивные процессы, происходящие в последние годы в библиотечной отрасли и в молодёжной политике страны в целом.

Методика исследования — случайная (эмпирическая стихийная) выборка контингента молодых сотрудников библиотек России без выделения приоритетных баз исследования, а с целью комплексной оценки кадровой ситуации в библиотеках страны и репрезентативности данных предполагается полноценный охват разноуровневых библиотек не менее чем 60 регионов страны.

Опрос проводится методом анкетирования, для чего были разработаны анкеты, составленные по различным методикам.

Анкета 1 (анонимная) предназначена для молодых сотрудников библиотек России. Включает 25 вопросов, нацеленных на комплексную оценку профессиональной мотивации молодых библиотечных специалистов: мотивов прихода работать в библиотеку; степени удовлетворённости работой; привлекательных аспектов работы в библиотеке; стимулов повышения эффективности; причин неудовлетворённости работой в библиотеке и др.

При составлении анкеты для удобства респондентов использовались вопросы закрытые и полузакрытые, альтернативные и неальтернативные, а также один вопрос открытого типа относительно должности респондента. Считаем, что предлагаемый перечень вариантов в альтернативных вопросах достаточно полно охватывает пространство возможных ответов. Очевидно, что нельзя предугадать всё, что думает каждый респондент, поэтому тем, чьё мнение не совпадало ни с одним из вариантов, предлагается написать свой ответ в отдельном свободном поле. Открывает анкету блок общих социально-демографических вопросов, касающихся возраста, пола, стажа и семейного положения респондента. Важнейшей задачей анкетирования является обращение к личному опыту и взгляду респондентов (в части опроса молодых сотрудников библиотек).

Анкета 2 ориентирована на руководителей библиотек / библиотечных систем с целью получения сведений о реальной кадровой ситуации в конкретной библиотеке / библиотечной системе. Включает 15 вопросов открытого типа, в частности о количестве работающих сотрудников библиотеки / библиотечной системы в возрасте до 35 лет и их социально-демографической характеристике; динамике притока молодых специалистов за последние три года; формах повышения квалификации сотрудников; существующей системе материального и морального стимулирования персонала; формах социально-экономической поддержки молодёжи в городе/регионе; проводимых кадровых исследованиях; региональной системе подготовки библиотечных кадров; наличии молодёжного общественного объединения; потребности в кадрах иной квалификации.

Исследование стартовало в июле 2023 г., и в настоящий момент получено 5563 ответа молодых сотрудников и 1170 ответов руководителей различных библиотек из 81 региона страны, включая новые территории. По просьбе библиотек сбор данных продлён до 30 ноября текущего года. Впереди техническая обработка полученных ответов, сведение и их обобщение, построение таблиц и графиков, определение зависимостей, анализ полученных фактографических сведений, подготовка аналитического отчёта. А пока немного промежуточных результатов.

Среди молодых специалистов 58,2% — сотрудники муниципальных публичных библиотек, преимущественно небольших.

Несмотря на то что 62,5% респондентов свой выбор: работать в библиотеке — сделали неосознанно, это не было их призванием или собственным продуманным желанием, в данном случае можно использовать слова «случайно попали в библиотеку», 84,2% планируют работать в библиотеке и дальше. И вот этот факт радует! Современная, технически и технологически оснащённая библиотека является привлекательным местом работы, «затягивает» в силу своей разнообразности и с точки зрения конкретных участков работы, и по причине творческой реализации, и по факту социальной стабильности.

Отрадно, что 92,3% молодых сотрудников полностью или в целом удовлетворены работой в библиотеке. При этом основными привлекательными чертами являются творческий характер деятельности, возможность заниматься интересным делом и контакты с людьми, общение. Эти и ряд других вариантов ответов были предложены в анкете. Интересны дополнительные варианты, обозначенные самими респондентами — молодыми библиотекарями: возможность делать культуру доступнее, социальный характер деятельности, общественная значимость работы, возможность не работать с людьми (это к вопросу о разноплановых взглядах на библиотеку как место работы и разнообразие трудовых участков в ней).

Всего 7,7% заполнивших анкету молодых сотрудников на вопрос: «Удовлетворены ли вы работой в библиотеке?» — ответили: «Скорее нет, чем да» — и однозначно: «Нет». Было предложено 17 возможных вариантов ответов — тех самых причин возможной неудовлетворённости работой в библиотеке. Менее 18% респондентов отметили из предложенных вариантов низкую заработную плату, в то время как в предыдущем исследовании, 2011 г., таковых было подавляющее большинство: 81,9% опрошенных тогда на первое место поставили низкую зарплату. По-прежнему второе место (хоть и с большим отрывом) занимает позиция «Слабая материально-техническая база библиотеки». Примечательно, что молодые библиотекари добавили своих 28 позиций в качестве дополнительных. И вот тут есть много поводов задуматься. Например, игнорирование властями библиотечной деятельности в маленьких населённых пунктах, отсутствие стратегии развития, непонятные приоритеты администрации или вот ещё такие хлёсткие: «Библиотека отстаёт от мира лет на 30, и всех всё устраивает», «Недостаточное раскрытие потенциала библиотеки».

Предварительный анализ ответов директоров библиотек показал, что в 31,2% учреждений молодых сотрудников свыше 20% от общего количества основного персонала. Вместе с тем в 32,7% наблюдается острая потребность в привлечении молодых кадров, а у 25,7% библиотек за последние три года не было притока молодых людей.

Пока это только своеобразный пролог к будущему подведению итогов завершающегося исследования. Предстоит глубокий, серьёзный анализ и осмысление собранных данных в ходе исследования, результатами которого мы обязательно поделимся и заинтересованно обсудим их с коллегами.

 
 
 
 
 
 
Сводный реестр молодёжных библиотечных общественных объединений Всероссийская литературная награда «Премия Читателя»

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Российская государственная библиотека для молодёжи» Главное здание 107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Метро «Преображенская площадь» (выход №5)
Телефон для справок: +7 499 670-80-01
E-mail: info@rgub.ru

Филиал библиотеки — МИКК «Особняк В.Д. Носова» 107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Метро «Электрозаводская»
Телефоны для справок: +7 499 670-80-01 (доб. 600)
E-mail: mansion@rgub.ru

Яндекс.Метрика

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2004 — 2024